ФЕДЕРАЦИЯ/ПРОМОУШЕН – определенная рестлинг-компания. Примеры: WCW,WWE,TNA,ROH,НФР.
РОСТЕР [ROSTER]
– список рестлеров, работающих в компании. В случае WWE, имеется в виду
список рестлеров кажого отдельного тв-шоу (RAW, SmackDown или ECW).
БУКЕР [BOOKER]
- человек, который придумывает сюжеты рестлерам, а также то, как должны
развиваться противостояния рестлеров. Не объязательно должен иметь
знания о рестлинге, но должен быть известным творцом сюжетов для книг,
театров или телевидения. В небольших федерациях таких людей немного,
порой всего один, но три-четыре человека максимум. У WWE же имеется
целая группа таких людей - Writers, они просто сидят дома, думают и
посылают WWE сюжеты, получая за это бабки. Бывает так, что они даже
рестлинга в глаза не видели при этом.
АГЕНТ [AGENT/ROAD AGENT]
– член персонала компании (часто рестлер-ветеран), помогающий рестлерам
в постановке матчей и зачастую являющийся посредником между рестлерами и
руководством компании. Также иногда агенты берут на себя обязанности
помощи молодым рестлерам и новичкам, будь то тренировочный процесс или
просто конструктивная критика.
ТВ-ШОУ – шоу федерации, обычно еженедельное,
которое показывают по ТВ (либо в прямом эфире, либо в записи). Примеры:
RAW, SmackDown, Impact.
ППВ/ПРАЗДНИК РЕСТЛИНГА [PPV/PAY-PER-VIEW]
– шоу, проводимое федерацией один-два раза в месяц, идущее в прямом
эфире. Средняя продолжительность ППВ – около трех часов. На этих шоу
проходят главные матчи (в том числе матчи за титулы), а также решаются
важные сюжетные события. У каждого ППВ есть свое название. Например: WWE
Wrestlemania, TNA Bound For Glory.
ДОМАШНЕЕ ШОУ [HOUSE SHOW] – шоу федерации, не транслируемое по ТВ.
КАРД [CARD] – официальный список матчей, которые должны состояться на шоу.
ТЕМНЫЙ МАТЧ [DARK MATCH]
- матч который проходит на записях ТВ-шоу или ППВ, но не показывается
по телевидению. Увидеть этот матч могут только зрители на арене.
АНДЕРКАРД/ЛОУКАРД [UNDERCARD/LOWCARD]
- матчи не самых известных рестлеров компании, обычно легковесов,
которые проходят в начале шоу для "разогрева" публики. Такие матчи, в
основном, проходят на ТВ-шоу и очень редко попадают на ППВ. Исключение -
матчи Икс-Дивизиона в TNA, которыми компания часто начинает свои ППВ.
МИДКАРД [MIDCARD]
- матчи рестлеров-середняков, как правило не владеющих поясами
чемпионов (либо обладающих не самыми престижными титулами, например
поясом Чемпиона США). Проходят ближе к середине шоу или ППВ, редко
отличаются высоким качеством боя. В эту же категорию можно отнести
женские матчи.
АППЕРКАРД [UPPERCARD]
- матчи, проходящие ближе к концу шоу. В них обычно участвуют звезды
компании, не владеющие главными поясами. Такие матчи порой получаются
достаточно интересными с точки зрения качества боя или развития сюжетов.
МЕЙН-ЭВЕНТ [MAIN EVENT]
- главные матчи на шоу и ППВ, привлекающие наибольший зрительский
интерес. Такие бои, как правило, завершают шоу, в них участвуют главные
звезды федерации. В этих матчах на кону стоят самые престижные пояса
чемпионов.
ДЖОББИТЬ [JOB]
- проиграть матч. Когда рестлер, согласно указаниям букера, должен
проиграть матч, он делает свою работу (по-английски "JOB"), отсюда и
пошло выражение джоббить. При этом чисто проигранный матч называется
Clean Job, а матч, проигранный по дисквалификации, после нарушения
правил или вследствие противоречивого решения рефери - Screwjob.
ДЖОББЕР [JOBBER] - рестлер, обычно выступающий в лоукарде и проигрывающий почти все или все свои матчи.
ПУШ [PUSH]
- временное продвижение компанией рестлера по служебной лестнице (либо в
связи с тем, что его хорошо принимает зал, либо из-за того, что его
работа на ринге нравится руководству компании). В течение пуша рестлер
начинает выигрывать почти все матчи, может даже получить какой-либо пояс
чемпиона.
ФЬЮД [FEUD]
– вражда между двумя или более рестлерами или группировками. Длится,
как правило, не меньше месяца и обычно заканчивается боем на ППВ. Порой
случаются эпичные фьюды, длящиеся несколько месяцев. Пример – фьюд
Остина Эриса и Джимми Джейкобса в ROH.
СТОРИЛАЙН [STORYLINE/ANGLE]
– сюжетная линия, на базе которой основываются фьюды между рестлерами и
матчи в них. Удачный сторилайн делает фьюд интереснее, что, в конечном
счете, может отразиться на прибыли компании и карьере рестлера.
ГИММИК [GIMMICK]
- образ того или иного рестлера, как правило придумываемый для него
букером. Гиммик может включать в себя стиль поведения, одежды, выхода,
даже стиль боя. Именно гиммик делает каждого рестлера индивидуальностью.
Удачно выбранный образ может сделать карьеру для рестлера, неудачный
же, напротив, способен её «убить».
ФЕЙС [FACE/BABYFACE]
– рестлер, отыгрывающий роль хорошего парня. Бои фейс ведет честно, не
нарушая правил. Такие рестлеры, как правило, пользуются наибольшей
популярностью и симпатей зрителей. Самыми яркими примерами таких
рестлеров являются Рей Мистерио и Джефф Харди.
ХИЛ [HEEL]
- рестлер, отыгрывающий роль плохого парня. Он пользуется запрещенными
приемами и запрещенными предметами, часто выигрывает матчи с чьей-либо
помощью. Зрители обычно ненавидят таких рестлеров. Пример такого
рестлера – Эйдж.
ТВИНЕР [TWEENER]
– может означать рестлера, не являющийся не фейсом и не хилом (то есть
нейтральным), либо рестлера, который использует тактику хила, но за
которого тем не менее болеет публика, либо рестлера, за или против
которого болеет публика в зависимости от обстоятельств. Сейчас как
пример таких рестлеров можно привети команду Motor City Machineguns.
ТУРН [TURN]
– ситуация, когда рестлер во время сюжета или боя меняет ориентацию по
признаку «хороший/плохой». Таким образом, становясь из фейса хилом,
рестлер совершает хил-турн, а становясь фейсом – фейс-турн. Такое
преврашение может быть как мгновенным и порой неожиданным (Hard Turn),
так и растянутым на некоторый период времени (Soft Turn).
КОМАНДА [TAG-TEAM]
– объединение двух рестлеров на определенный период времени (от одного
матча до нескольких лет). Ярчайший пример – Team 3D, они же Dudley Boyz.
ГРУППИРОВКА [STABLE]
– альянс трёх и более рестлеров, объединенных общим сторилайном,
менеджером, или просто дружбой, как правило достаточно продолжительный
по времени. Примеры: Evolution, New World Order, Main Event Mafia.
МЕНЕДЖЕР РЕСТЛЕРА [MANAGER]
- человек, как правило рестлер-ветеран, отыгрывающий роль наставника
более молодого рестлера. Пример - Таз, отыгрывающий в TNA наставника
Самоа Джо.
VALET - девушка, сопровождающая рестлера или
команду при выходе на ринг. Во время матча обычно находится рядом с
рингом, всячески поддерживая рестлера. Иногда вмешиваются в ход боя,
чаще всего отвлекая рефери, что зачастую помогает рестлеру выиграть уже
казавшийся проигранным матч. Пример - Шармел, жена Букера Ти.
КАЙФЕБ [KAYFABE]
- негласное правило, созданное для защиты секретов рестлинг-бизнеса, а
именно для иллюзии того, что все происходящее в рестлинге реально. В
прошлом, фактически все борцы придерживались кайфеба на людях, даже за
пределами ринга и при отсутствии видеокамер для того, чтобы никто не
догадался, что они отыгрывают роли, как актеры в театре. В наши дни
значимость кайфеба почти исчезла, главным образом по вине Винса МакМэна,
который уже давно признался, что то, чем занимается WWE - это
спортивное развлечение.
ШУТИНГ [SHOOT]
- адекватного русского перевода для этого понятия нет. Это может быть
ситуация, когда один рестлер в силу каких-то причин (чаще всего из-за
неумения грамотно "имитировать" удары) бьет другого в полную силу. Такой
рестлер называется шутером. Shoot - также это реальные события, которые
иногда происходят в рестлинге и тщательно скрываются за фейком. К
примеру, когда рестлер не любит другого и избивает его по настоящему,
скрывая это за происходящем в матче. Или какая-либо подстава, подоплеку
которой руководство промоушена старается скрыть, чтобы не уронить
репутацию того или иного события или рестлера. Пример - Монреальский
Облом (The Montreal Screwjob*). Также в последнее время часто случаются
такие ситуации, когда уволенный из компании рестлер дает прессе
интервью, в котором нелицеприятно отзывается об этой компании, ее
руководстве или других рестлерах, порой раскрывая при этом какие-то
скрытые подробности. Такое интервью называется Shoot Interview.
РАБОТА [WORK]
- противоположность Shoot. Правдоподобные события или действия,
придуманные букерами и выдаваемые за реальность. Фактически все, что
рестлеры делают на ринге.
БЛЕЙД [BLADE]
- это обрезок бритвы, с помощью которой в некоторых боях рестлеры
имитируют сильный удар стулом, либо об стойку, после которого
непосредственно должна пойти кровь. То есть когда рестлера вырубили
стулом, камера в это время показывает его противника, а сам рестлер в
этот момент специальным лезвием который принято называть блейдом -
разрезает себе лоб и у него начинает течь кровь.
СЕЛЛИНГ [SELL]
- изображение рестлером сильной боли, повреждений от проведенного
против него приема или удара. Плохие актеры или шутфайтеры боль
показывать убедительно не умеют, из-за чего страдает качество боя и не
создается убедительное впечатление о реальности происходящего. Бывает
еще OVERSELL, когда рестлеры получая "Клослайн" крутятся на 360
градусов, а от тычка в лоб падают как подкошенные или улетают на другой
конец ринга. Самый известный пример оверселлинга - прыжок Роба Ван Дама
после "Пайлдрайвера" Томми Дримера (http://www.youtube.com/watch?v=DdyeRBkmUGA).
ПРОМО [PROMO]
- небольшое интервью, речь рестлера, произносимая с целью продвижения
вперед сторилайна и привлечения к нему внимания зрителей. Это может быть
презентация своего персонажа, попытка унизить другого рестлера, иногда
самих зрителей (их внешний вид, привычки, любимую спортивную команду, их
родной город, страну и т.д.), то есть игра на эмоциях зрителей с целью
заставить их любить или ненавидеть рестлера, и болеть за или против него
в предостоящем матче или фьюде против другого рестлера. Некоторые
рестлеры, такие как Рок, Халк Хоган, Эйдж и Кевин Нэш сделали себе
карьеру благодаря своему умению работать с микрофоном. Такие рестлеры
порой ценятся в компаниях даже больше, чем техничные рестлеры, которые
могут делать пятизвёздочные матчи, но не так хороши в промках (например,
Эй Джей Стайлс).
РЕСТЛИНГ СКИЛЛ [WRESTLING SKILL/IN-RING SKILL]
- уровень технической подготовки рестлера, именно то, благодаря чему
рестлер может исполнять приемы в матче. Рестлеры с высоким рестлинг
скиллом способны делать более сложные, красивые и опасные приемы и
движения.
ВОРКРЕЙТ [WORKRATE]
- уровень исполнения рестлером своей работы в матчах. Представляет
собой комбинацию из рестлинг-скилла и старания рестлера сделать лучший
бой. К сожалению, не всегда соответствует уровню популярности рестлера.
ПСИХОЛОГИЯ [PSYCHOLOGY]
- точного определения этому понятию не существует. Психология - это то,
что может сделать обычный матч незабываемым. В таких матчах мы до
самого конца не знаем, кто победит, и это держит нас в напряжении весь
матч. Психология - это игра разума, умение рестлера залезть под кожу
оппонента, быть на один-два шага впереди него. Это умение найти слабое
место противника (например, весь матч фокусироваться на травмированной
ноге). Это и умение второго рестлера грамотно селлить травму,
полученную, например, месяц назад, с каждым ударом противника уверяя
зрителя в том, что ему больно. Это также умение приводить зрителей в
восторг героическими усилиями к победе, в последний момент спасаясь от
удержания на счет два с половиной или, борясь с болью, дотронуться рукой
до каната при захвате. Пример такого матча - бой Шона Майклса и
Гробовщика на Wrestlemania XXV.
|