ФЕДЕРАЦИЯ/ПРОМОУШЕН [FEDERATION/POMOTION] - определенная рестлинг-компания. Примеры: WCW,WWE,TNA,ROH,НФР.
РОСТЕР [ROSTER] - список рестлеров, работающих в компании. В
случае WWE, имеется в виду список рестлеров каждого отдельного тв-шоу
(RAW, SmackDown или ECW).
БУКЕР [BOOKER] - человек, который придумывает сюжеты рестлерам,
а также то, как должны развиваться противостояния рестлеров. Не
обязательно должен иметь знания о рестлинге, но должен быть известным
творцом сюжетов для книг, театров или телевидения. В небольших
федерациях таких людей немного, порой всего один, но три-четыре
человека максимум. У WWE же имеется целая группа таких людей - Writers,
они просто сидят дома, думают и посылают WWE сюжеты, получая за это
бабки. Бывает так, что они даже рестлинга в глаза не видели при этом.
АГЕНТ [AGENT/ROAD AGENT] - член персонала компании (часто
рестлер-ветеран), помогающий рестлерам в постановке матчей и зачастую
являющийся посредником между рестлерами и руководством компании. Также
иногда агенты берут на себя обязанности помощи молодым рестлерам и
новичкам, будь то тренировочный процесс или просто конструктивная
критика.
ТВ-ШОУ [TV-SHOW] - шоу федерации, обычно еженедельное, которое
показывают по ТВ (либо в прямом эфире, либо в записи). Примеры: RAW,
SmackDown, ECW.
ППВ/ПРАЗДНИК РЕСТЛИНГА [PPV/PAY-PER-VIEW] - шоу, проводимое
федерацией один-два раза в месяц, идущее в прямом эфире. Средняя
продолжительность ППВ - около трех часов. На этих шоу проходят главные
матчи (в том числе матчи за титулы), а также решаются важные сюжетные
события. У каждого ППВ есть свое название. Например: WWE Wrestlemania,
WWE Survivor Series.
ДОМАШНЕЕ ШОУ [HOUSE SHOW] - шоу федерации, не транслируемое по ТВ.
КАРД [CARD] - официальный список матчей, которые должны состояться на шоу.
ТЕМНЫЙ МАТЧ [DARK MATCH] - матч который проходит на записях
ТВ-шоу или ППВ, но не показывается по телевидению. Увидеть этот матч
могут только зрители на арене.
АНДЕРКАРД/ЛОУКАРД [UNDERCARD/LOWCARD]- матчи не самых известных
рестлеров компании, обычно легковесов, которые проходят в начале шоу
для "разогрева" публики. Такие матчи, в основном, проходят на ТВ-шоу и
очень редко попадают на ППВ.
МИДКАРД [MIDCARD] - матчи рестлеров-середняков, как правило не
владеющих поясами чемпионов (либо обладающих не самыми престижными
титулами, например поясом Чемпиона США). Проходят ближе к середине шоу
или ППВ, редко отличаются высоким качеством боя. В эту же категорию
можно отнести женские матчи.
АППЕРКАРД [UPPERCARD] - матчи, проходящие ближе к концу шоу. В
них обычно участвуют звезды компании, не владеющие главными поясами.
Такие матчи порой получаются достаточно интересными с точки зрения
качества боя или развития сюжетов.
МЕЙН-ЭВЕНТ [MAIN EVENT] - главные матчи на шоу и ППВ,
привлекающие наибольший зрительский интерес. Такие бои, как правило,
завершают шоу, в них участвуют главные звезды федерации. В этих матчах
на кону стоят самые престижные пояса чемпионов.
ДЖОББИТЬ [JOB] - проиграть матч. Когда рестлер, согласно
указаниям букера, должен проиграть матч, он делает свою работу
(по-английски "JOB"), отсюда и пошло выражение джоббить. При этом чисто
проигранный матч называется Clean Job, а матч, проигранный по
дисквалификации, после нарушения правил или вследствие противоречивого
решения рефери - Screwjob.
ДЖОББЕР [JOBBER] - рестлер, обычно выступающий в лоукарде и проигрывающий почти все или все свои матчи.
ПУШ [PUSH] - временное продвижение компанией рестлера по
служебной лестнице (либо в связи с тем, что его хорошо принимает зал,
либо из-за того, что его работа на ринге нравится руководству
компании). В течение пуша рестлер начинает выигрывать почти все матчи,
может даже получить какой-либо пояс чемпиона.
ФЬЮД [FEUD] - вражда между двумя или более рестлерами или
группировками. Длится, как правило, не меньше месяца и обычно
заканчивается боем на ППВ. Порой случаются эпичные фьюды, длящиеся
несколько месяцев.
СТОРИЛАЙН [STORYLINE/ANGLE] – сюжетная линия, на базе которой
основываются фьюды между рестлерами и матчи в них. Удачный сторилайн
делает фьюд интереснее, что, в конечном счете, может отразиться на
прибыли компании и карьере рестлера.
ГИММИК [GIMMICK] - образ того или иного рестлера, как правило
придумываемый для него букером. Гиммик может включать в себя стиль
поведения, одежды, выхода, даже стиль боя. Именно гиммик делает каждого
рестлера индивидуальностью. Удачно выбранный образ может сделать
карьеру для рестлера, неудачный же, напротив, способен её «убить».
ФЕЙС [FACE/BABYFACE] - рестлер, отыгрывающий роль хорошего
парня. Бои фейс ведет честно, не нарушая правил. Такие рестлеры, как
правило, пользуются наибольшей популярностью и симпатей зрителей.
Самыми яркими примерами таких рестлеров являются Рей Мистерио и Джефф
Харди.
ХИЛ [HEEL] - рестлер, отыгрывающий роль плохого парня. Он
пользуется запрещенными приемами и запрещенными предметами, часто
выигрывает матчи с чьей-либо помощью. Зрители обычно ненавидят таких
рестлеров. Пример такого рестлера - Эйдж, Рэнди Ортон.
ТВИНЕР [TWEENER] - может означать рестлера, не являющийся не
фейсом и не хилом (то есть нейтральным), либо рестлера, который
использует тактику хила, но за которого тем не менее болеет публика,
либо рестлера, за или против которого болеет публика в зависимости от
обстоятельств. Сейчас как пример таких рестлеров можно привести
рестлера - Кэйн.
ТУРН [TURN] - ситуация, когда рестлер во время сюжета или боя
меняет ориентацию по признаку «хороший/плохой». Таким образом,
становясь из фейса хилом, рестлер совершает хил-турн, а становясь
фейсом - фейс-турн. Такое превращение может быть как мгновенным и порой
неожиданным (Hard Turn), так и растянутым на некоторый период времени
(Soft Turn).
КОМАНДА [TAG-TEAM] - объединение двух рестлеров на определенный период времени (от одного матча до нескольких лет). Ярчайший пример - DX.
ГРУППИРОВКА [STABLE] - альянс трёх и более рестлеров,
объединенных общим сторилайном, менеджером, или просто дружбой, как
правило достаточно продолжительный по времени. Примеры: Evolution,
Legacy.
МЕНЕДЖЕР РЕСТЛЕРА [MANAGER] - человек, как правило
рестлер-ветеран, отыгрывающий роль наставника более молодого рестлера.
Пример - Tony Atlas, отыгрывающий раньше в WWE наставника Mark Henry.
VALET - девушка, сопровождающая рестлера или команду при выходе
на ринг. Во время матча обычно находится рядом с рингом, всячески
поддерживая рестлера. Иногда вмешиваются в ход боя, чаще всего отвлекая
рефери, что зачастую помогает рестлеру выиграть уже казавшийся
проигранным матч. Пример - Natalya, для Tyson Kid (The Hart Dynasty).
КАЙФЕБ [KAYFABE] - негласное правило, созданное для защиты
секретов рестлинг-бизнеса, а именно для иллюзии того, что все
происходящее в рестлинге реально. В прошлом, фактически все борцы
придерживались кайфеба на людях, даже за пределами ринга и при
отсутствии видеокамер для того, чтобы никто не догадался, что они
отыгрывают роли, как актеры в театре. В наши дни значимость кайфеба
почти исчезла, главным образом по вине Винса МакМэна, который уже давно
признался, что то, чем занимается WWE - это спортивное развлечение.
ШУТИНГ [SHOOT] - адекватного русского перевода для этого понятия
нет. Это может быть ситуация, когда один рестлер в силу каких-то причин
(чаще всего из-за неумения грамотно "имитировать" удары) бьет другого в
полную силу. Такой рестлер называется шутером. Shoot - также это
реальные события, которые иногда происходят в рестлинге и тщательно
скрываются за фейком. К примеру, когда рестлер не любит другого и
избивает его по настоящему, скрывая это за происходящем в матче. Или
какая-либо подстава, подоплеку которой руководство промоушена старается
скрыть, чтобы не уронить репутацию того или иного события или рестлера.
Пример - Монреальский Облом (The Montreal Screwjob). Также в последнее
время часто случаются такие ситуации, когда уволенный из компании
рестлер дает прессе интервью, в котором нелицеприятно отзывается об
этой компании, ее руководстве или других рестлерах, порой раскрывая при
этом какие-то скрытые подробности. Такое интервью называется Shoot
Interview.
РАБОТА [WORK] - противоположность Shoot. Правдоподобные события
или действия, придуманные букерами и выдаваемые за реальность.
Фактически все, что рестлеры делают на ринге.
БЛЕЙД [BLADE] - это обрезок бритвы, с помощью которой в
некоторых боях рестлеры имитируют сильный удар стулом, либо об стойку,
после которого непосредственно должна пойти кровь. То есть когда
рестлера вырубили стулом, камера в это время показывает его противника,
а сам рестлер в этот момент специальным лезвием который принято
называть блейдом - разрезает себе лоб и у него начинает течь кровь.
СЕЛЛИНГ [SELL] - изображение рестлером сильной боли, повреждений
от проведенного против него приема или удара. Плохие актеры или
шутфайтеры боль показывать убедительно не умеют, из-за чего страдает
качество боя и не создается убедительное впечатление о реальности
происходящего. Бывает еще OVERSELL, когда рестлеры получая
"Клослайн" крутятся на 360 градусов, а от тычка в лоб падают как
подкошенные или улетают на другой конец ринга. Самый известный пример
оверселлинга - прыжок Роба Ван Дама после "Пайлдрайвера" Томми Дримера.
ПРОМО [PROMO] - небольшое интервью, речь рестлера, произносимая
с целью продвижения вперед сторилайна и привлечения к нему внимания
зрителей. Это может быть презентация своего персонажа, попытка унизить
другого рестлера, иногда самих зрителей (их внешний вид, привычки,
любимую спортивную команду, их родной город, страну и т.д.), то есть
игра на эмоциях зрителей с целью заставить их любить или ненавидеть
рестлера, и болеть за или против него в предстоящем матче или фьюде
против другого рестлера. Некоторые рестлеры, такие как Рок, Халк Хоган,
Эйдж и Кевин Нэш сделали себе карьеру благодаря своему умению работать
с микрофоном. Такие рестлеры порой ценятся в компаниях даже больше, чем
техничные рестлеры, которые могут делать пятизвёздочные матчи, но не
так хороши в промках (например, Эй Джей Стайлс).
РЕСТЛИНГ СКИЛЛ [WRESTLING SKILL/IN-RING SKILL] - уровень
технической подготовки рестлера, именно то, благодаря чему рестлер
может исполнять приемы в матче. Рестлеры с высоким рестлинг скиллом
способны делать более сложные, красивые и опасные приемы и движения.
ВОРКРЕЙТ [WORKRATE]- уровень исполнения рестлером своей работы в
матчах. Представляет собой комбинацию из рестлинг-скилла и старания
рестлера сделать лучший бой. К сожалению, не всегда соответствует
уровню популярности рестлера.
ПСИХОЛОГИЯ [PSYCHOLOGY] - точного определения этому понятию не
существует. Психология - это то, что может сделать обычный матч
незабываемым. В таких матчах мы до самого конца не знаем, кто победит,
и это держит нас в напряжении весь матч. Психология - это игра разума,
умение рестлера залезть под кожу оппонента, быть на один-два шага
впереди него. Это умение найти слабое место противника (например, весь
матч фокусироваться на травмированной ноге). Это и умение второго
рестлера грамотно селлить травму, полученную, например, месяц назад, с
каждым ударом противника уверяя зрителя в том, что ему больно. Это
также умение приводить зрителей в восторг героическими усилиями к
победе, в последний момент спасаясь от удержания на счет два с
половиной или, борясь с болью, дотронуться рукой до каната при захвате.
Пример такого матча - бой Шона Майклса и Гробовщика на Wrestlemania
XXV.
СПОТ [SPOT] - запланированный прием, используемый в матче. Прием
может быть любым - от обычного суплекса до рискованного падения со
стальной клетки.
ЗАПОРОТЫЙ СПОТ/БОТЧ [BLOWN SPOT/BOTCH] - неудавшийся прием, не
получившийся таким, как было задумано. Как правило, не несет никакой
опасности для рестлеров, но иногда приводит к печальным последствиям.
СПОТФЕСТ [SPOTFEST] - матч, целиком построенный на спотах, без какого то сюжетного смысла и психологии.
ЧИПШОТ [CHEAPSHOT] - какой-либо запрещенный прием, обычно
используемый хилами для получения преимущества в матче (например, удар
ниже пояса или удар стулом).
ФИНИШЕР [FINISHER] - коронный прием рестлера, которым он обычно
заканчивает свои выигранные матчи. Названия приёмам обычно дают сами
рестлеры. Примеры: Swanton Bomb (Jeff Hardy), RKO (Randy Orton), Sweet
Chin Music (HBK), Starship Pain (John Morrison).
ВЫХОД РЕСТЛЕРА [ENTRANCE] - торжественное появление рестлера на
ринге перед матчем. Включает в себя определенную музыкальную тему
рестлера, видео заставку, демонстрируемую на экране (титантрон),
пиротехнику или другие спецэффекты (такие как затемнение арены), и
собственно само появление рестлера на ринге, сопровождаемое
характерными действиями и движениями борца. Собранные вместе, эти
элементы делают выход каждого рестлера на ринг уникальным.
|